Отключение электричества за неуплату. Смарт-карты и "умные счетчики”. Анализ тяжбы ФАС и "Красногорской электросети”Свет / Счетчики и учет электроэнергии 11.12.2011  На территории г. Красногорска Московской области поставщиком электрической энергии ОАО «Красногорская
электрическая сеть» в 2008 г. внедрена новая система учета
электроэнергии и оплаты посредством электронной смарт карты.
В соответствии с внедренной системой оплата за электроэнергию должна
производиться абонентами путем зачисления внесенных заранее денежных
средств на индивидуальные смарт-карты.
При исчерпании денежных средств электроснабжение объектов абонентов
автоматически прекращается. Подобные действия не могут являться
допустимыми по следующим основаниям.
- Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации определено,
что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом
количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное
не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
- В соответствии с п. 73 Правил функционирования розничных рынков
электрической энергии в переходный период реформирования
электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.08.2006 № 530, плата за электрическую энергию
и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения,
вносится гражданами потребителями не позднее 10-го числа месяца,
следующего за расчетным периодом. Следовательно, отключение
от электрической энергии абонента до 10-го числа месяца, следующего
за расчетным периодом, не соответствует действующему законодательству.
По данному факту антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Красногорская электрическая сеть» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Отключение электричества и «умные счетчики»
В рамках рассмотрения данного дела антимонопольным органом принято
решение о проведении контрольного мероприятия по выборочному опросу
потребителей — физических лиц ОАО «Красногорская
электрическая сеть», проживающих на территории г. Красногорска
Московской области в многоквартирных жилых домах, по вопросам
энергоснабжения с использованием многофункциональных электрических
счетчиков типа «ЭНЕРГИЯ -9» см.http://www.mosobltv.ru/?an=news_page&uid=1219).
По результатам проведенного контрольного мероприятия инспекцией антимонопольного органа установлено, что:
- с абонентами ОАО «Красногорская электрическая сеть» не согласована замена приборов учета электроэнергии;
- имеют место факты полного ограничения ОАО «Красногорская электрическая сеть» энергоснабжения;
- абоненты оплачивают потребляемую электрическую энергию посредством внесения авансовых платежей на индивидуальную смарт-карту.
Как указывает ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или)
ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий
доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим
хозяйствующим субъектам, устранение с рынка других хозяйствующих
субъектов.
Позиция «Красногорских электросетей» по вопросу отключения электроэнергии
Антимонопольным органом установлено, что ОАО «Красногорская
электрическая сеть» является юридическим лицом, осуществляющим свою
деятельность на основании Устава. Согласно данному документу основной
вид деятельности ОАО «Красногорская
электрическая сеть» — производство расчетов режимов работы
энергооборудования, передача электрической энергии по линиям
электропередач, покупка и продажа электрической энергии в соответствии
с действующим законодательством.
В соответствии с Решением Топливно-энергетического комитета Московской области от 25.10.2006 N 2 (Протоколы заседания N 5, 6) ОАО «Красногорская
электрическая сеть» присвоен статус гарантирующего поставщика
электрической энергии в границах балансовой принадлежности
присоединенной электрической сети на территории Красногорского
муниципального района Московской области.
Согласно п. 55 Правил функционирования розничных рынков электрической
энергии в переходный период реформирования электроэнергетики,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530,
границами зоны деятельности гарантирующего поставщика являются границы
балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей
энергоснабжающей организации (сетевой
организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены
потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим
поставщиком.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссии стало известно, что 10.12.2008 г. ОАО «Красногорская
электрическая сеть» в соответствии с Программой реконструкции учета
электроэнергии о внедрении системы учета электроэнергии и оплаты
посредством смарт-карты для ОАО «Красногорская
электрическая сеть», утвержденной Главой администрации Красногорского
района Московской области, проводило плановую замену электросчетчиков
на территории г. Красногорска Московской области.
В обоснование своих доводов ОАО «Красногорская
электрическая сеть» указало, что 01.12.2008 г. всех жителей
многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г.
Красногорск, Железнодорожный пр-д, д. 2, уведомили о предстоящей замене
электросчетчиков, разместив объявления на подъездах жилого дома
и опустив персональные уведомления в почтовые ящики жильцов.
12.01.2009 г. ОАО «Красногорская
электрическая сеть» прекратило подачу электроэнергии в одну из квартир
многоквартирного жилого дома по Железнодорожному проезду г. Красногорска
Московской области, поскольку абонент не оплачивал потребление
электроэнергии в 2008 году.
Позиция ФАС: «Красногорская электросеть» отключала абонентов незаконно
В соответствии с условиями договора энергоснабжения бытового
потребителя оплата за электроэнергию производится абонентом путем
внесения денежных средств в кассу ОАО «Красногорская электрическая сеть» либо через кредитные организации: банк «Возрождение», филиал банка «Возрождение»,
Альфа-Банк, Традо-Банк. Сумма внесенных денежных средств определяется
самостоятельно. Как сказано ранее, внесенные абонентом денежные средства
зачисляются на индивидуальную смарт-карту абонента, а при исчерпании
денежных средств, зачисленных на смарт-карту абонента, электроснабжение
объекта абонента прекращается автоматически. Также условиями договора
предусмотрено восстановление электроснабжения абонента, но только после
внесения им денежных средств на смарт-карту.
Согласно п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической
энергии в переходный период реформирования электроэнергетики,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.08.2006 № 530, граждане-потребители и исполнители коммунальной
услуги по электроснабжению, приобретающие электрическую энергию (мощность)
в объеме, определяемом в соответствии с п. 89 данных Правил,
в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором
энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребляют электрическую энергию (мощность)
в необходимом им количестве. Расчетным периодом при энергоснабжении
таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
В настоящем случае в нарушение приведенных норм ОАО «Красногорская
электрическая сеть» фактически ограничило потребление электрической
энергии объемом, эквивалентным сумме внесенных на смарт-карту денежных
средств, а также установило применение авансовой системы оплаты
за потребленную электрическую энергию.
В этой связи антимонопольный орган сделал вывод о нарушении ОАО «Красногорская
электрическая сеть» порядка взимания платы с абонентов за потребленную
электрическую энергию в части навязывания обязательств абоненту
производить оплату путем внесения авансовых платежей.
Согласно п. 178 Правил (в
редакции, действовавшей на момент возникновения спора) в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами-потребителями своих
обязательств по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи электрической энергии) ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке:
- при наличии технической возможности применяются меры по частичному
ограничению режима потребления. Не менее чем за 15 дней
до предполагаемого введения такого ограничения гражданин-потребитель
должен быть уведомлен о частичном ограничении режима потребления,
вводимом в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся задолженности по оплате электрической энергии в определенный в уведомлении срок;
- при возникновении задолженности по оплате электрической энергии
гражданином потребителем за три расчетных периода гарантирующий
поставщик (энергосбытовая
организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима
потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения
очередного срока платежа. Гражданин- потребитель должен получить
уведомление не позднее чем за 15 дней до предполагаемого полного
ограничения режима потребления с указанием дня и часа его введения;
- если задолженность не погашена (не оплачена) в указанный в уведомлении срок, соответствующая организация вправе ввести полное ограничение режима потребления.
Итоги рассмотрения дела фактам отключения электроэнергии «Красногорской электросетью»
В этой связи антимонопольным органом по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства вынесено решение о признании ОАО «Красногорская электрическая сеть» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом
доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации (поставке)
электрической энергии на территории г. Красногорска Московской области,
выразившимся в ущемлении интересов абонентов, физических лиц, путем:
- необоснованного введения полного ограничения режима потребления электрической энергии;
- навязывания невыгодных условий договора по оплате за потребленную
электрическую энергию, а именно, требования применять авансовые платежи
при расчетах за электрическую энергию;
- нарушения порядка ограничения режима потребления электрической
энергии, предусмотренного Правилами функционирования розничных рынков
электрической энергии в переходный период реформирования
электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.08.2006 № 530.
Одновременно с этим ОАО «Красногорская
электрическая сеть» выдало предписание о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства, установленного данным
Решением. Однако ОАО «Красногорская
электрическая сеть» не согласилось с решением и предписанием
антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением
о признании их недействительными.
Как гласит действующее законодательство, для признания ненормативного
правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух
обязательных условий — несоответствия данного акта закону и нарушения
им прав и охраняемых законом интересов заявителя. Между тем,
оспариваемые ОАО «Красногорская
электрическая сеть» решение и предписание антимонопольного органа
апелляционный суд признал законными и не нарушающими прав и законных
интересов данного общества (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 № 09АП-3215/2010-АК).
Так, вторая судебная инстанция посчитала, что ОАО «Красногорская
электрическая сеть» не пред ставило доказательств направления абоненту
уведомления об ограничении режима потребления в случае неоплаты
образовавшейся задолженности.
Ссылку ОАО «Красногорская
электрическая сеть» на то, что о наличии задолженности по оплате
электрической энергии абонент уведомляется красной лампочкой-индикатором
на электрическом счетчике, антимонопольный орган признал
необоснованной, поскольку данным органом установлено, а лицами,
участвующими в деле, не оспаривалось, что подача электрической энергии
прекращается автоматически при отсутствии денежных средств
на смарт-карте.
В соответствии с п. 1 и 4 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О
защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный
контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного
законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.
Антимонопольным органом установлен и подтвержден факт нарушения ОАО «Красногорская
электрическая сеть» порядка ограничения режима потребления
электрической энергии, предусмотренного Правилами функционирования
розничных рынков электрической энергии в переходный период
реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, в части
ограничения режима потребления электрической энергии
без предварительного уведомления абонента.
Надеемся, что проведение антимонопольным органом подобного дела,
а также тот факт, что удалось отстоять его в судебном порядке и наложить
на гарантирующего поставщика оборотный штраф за злоупотребление
доминирующим положением, станет образцово-показательным примером
для иных гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций) Московской области и предотвратит идентичные нарушения анти монопольного законодательства в будущем.
Автор: Туник С. В., советник Управления контроля электроэнергетики ФАС России
Источник: Российское конкурентное право и экономика
Источник: |